Форум » Собаки и общество » СОТРУДНИЧЕСТВО СОБАКИ С ЧЕЛОВЕКОМ » Ответить

СОТРУДНИЧЕСТВО СОБАКИ С ЧЕЛОВЕКОМ

Светлана Конс: Люди и волки нашли общий язык так быстро, потому что и у тех, и у других действует одинаковая социальная структура и в целом общая ментальная организация. Волки живут парами, но во время охоты вся стая собирается под предводительством вожака. Их обязанности строго распределены: один волк выходит на след, другой перегораживает дорогу будущей добыче, а самые храбрые нападают. При нападении на стадо обязанность одного из волков - отсечь будущую добычу от других животных в стаде. Вожак ест первым. Остальные члены стаи могут приступить к трапезе только после того, как он насытится. Возможно, люди, жившие более или менее оседлыми общинами, бросали кости и остатки пищи голодным волкам, рыскавшим вокруг поселения. Постепенно волки поняли, что человек обладает более совершенным оружием: каменными орудиями, стрелами и ловушками. Они почувствовали его превосходство как охотника и стали воспринимать человека как вожака, на расстоянии сопровождая его на охоту и возвращаясь вместе с ним в деревню, чтобы получить свою долю добычи. Можно предположить, что со временем человек начал приручать детенышей волка, в результате чего через несколько поколений появились волки, которые принимали участие в охоте уже не как наблюдатели, а как помощники, вспугивая и отсекая газелей или джейранов. Чтобы приручить лошадь, оленя или слона, человеку необходимо было сначала их поймать, посадить в клетку и подавить их волю силой. Собака же стала единственным животным, которое подчинилось власти человека без сопротивления. Это была дружба на равных, основанная на взаимном интересе - охоте. В некоторых удаленных деревнях Парагвая и Перу до сих пор щенков, потерявших мать, вскармливают женщины. Подобные случаи, вероятно, имели место и в самом начале контактов человека с собакой, что могло сыграть значительную роль в укреплении их дружбы.

Ответов - 9

Светлана Конс: СОБАКА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТА Собаки настолько прочно вошли в жизнь человека, что в некоторых странах стали объектом культа. Так, в Египте умершим псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпитафии. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким телесным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по отношению к этим животным полагалась смертная казнь. У персов убийство собаки также считалось преступлением. В законах Персии собака определялась как "сторож стад и защитник человека". Греки считали, что собаку выковал Вулкан. Чтобы понять, какую роль она играла в мифологии этой страны, достаточно обратиться к греческим изделиям из глины, к скульптуре и литературе. В доколумбовой Америке после смерти человека его верного четвероногого друга убивали и хоронили вместе с хозяином. Однако древние иудеи, которые, как известно, не занимались охотой, к собакам не проявляли особой симпатии. В Ветхом Завете о собаках говорится как о низших существах, питающихся отбросами на дорогах. В Библии они упоминаются около сорока раз, почти всегда уничижительно. На Востоке к собакам относились не лучше. Правда, существовали "карманные" собачки, которых держали как декоративных и носили в рукавах кимоно. Однако известно, что в III в. до н. э. собачье мясо считалось деликатесом и не сходило со столов аристократов. Эта традиция дошла и до наших дней.

Светлана Конс: ОТ ДРЕВНЕГО РИМА К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ С древнейших времен собак использовали на войне. Так, у римлян были связные и боевые собаки. Для обороны и нападения использовались молосские доги, обладавшие мощными клыками. Им на шею надевали металлические ошейники с торчавшими во все стороны лезвиями. При виде таких собак враг часто бежал, даже не вступив в бой. Но хуже всего приходилось так называемым связным собакам. Военные приказы помещали в небольшой медный цилиндр, который проглатывала собака. Когда она прибывала по назначению, зачастую не было времени ждать, пока цилиндр выйдет естественным путем, поэтому ничего не подозревающего гонца приходилось убивать. В первые десятилетия после падения Римской империи во время нашествия варваров о собаках забыли, и они вернулись в первобытное состояние. По городам и деревням стали рыскать свирепые стаи голодных собак, сопровождавших завоевателей. Правда, в средние века собак, в отличие от кошек, никто не обвинял в колдовстве и связях с дьяволом. Однако в этот период они внушали людям отвращение. Возможно, именно тогда появились такие выражения, как "устал как собака", "собачья жизнь", "сукин сын" и "собаке собачья смерть". И все же в средние века собаки остались на службе у человека благодаря охоте. Когда наступал голод, человеку, чтобы хоть как-то разнообразить свой стол, ничего не оставалось, как охотиться. И богатые, и бедные, вооружившись луками, арбалетами, копьями, всевозможными ножами, а также сетями и ловушками, начинали охотиться. Чем больше человек занимался охотой, тем больше понимал, что ему необходим помощник - собака, способная охотиться в дремучих лесах и болотах, которых так много было в то время. В этот период в Англии хорошая охотничья собака ценилась так же, как и раб.

Светлана Конс: РОСКОШЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Со временем средневековые нравы смягчились, больше внимания стали уделять и собакам. Очевидно, жестокость к животным, которую мы иногда наблюдаем и в наше время, является наследием средних веков - периода нищеты, невежества и суеверия. На пороге эпохи Возрождения иметь собаку считалось проявлением снобизма. Люди продолжали охотиться, но многие уже заводили собак, чтобы они просто сопровождали хозяев во время прогулок. В основном такими собаками были молосские доги. Появились четко разграниченные породы, среди которых наибольшей популярностью во всей Европе пользовался грейхаунд. Женщины, особенно аристократки, не интересовавшиеся охотой, предпочитали держать маленьких декоративных собачек, которых они баловали и украшали лентами, создавая тем самым моду на дорогих декоративных собак. Нередко, чтобы добиться расположения благородной дамы, нужно было сначала заслужить доверие у ее маленькой четвероногой фаворитки.


Светлана Конс: ВОЙНА И МИР: РАЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБАКАМ В самом начале XX века собаки пользовались огромной популярностью. Они были не только участниками выставок, домашними любимцами, армейскими, сторожевыми, пастушьими и охотничьими собаками: изображение четвероногих друзей человека можно было увидеть на талисманах, игрушках, различных деревянных резных изделиях, торговых марках, открытках и гербах. В этой связи следует отметить, что еще в средние века изображения гончих, борзых, мастифов и немецких догов знатные фамилии помещали на свои гербы. Собаки были символом важнейших в средние века и в эпоху Возрождения искусств - охоты и войны. Во все времена войны приводили к истреблению собак: бедность и нищета заставляют человека забыть о том, что кто-то, кроме него, тоже нуждается в пище. В 1871 г. во время осады Парижа прусской армией во французской столице не осталось не только собак, но и лошадей, кошек, птиц и мышей. Подобным образом уже во времена двух последних мировых войн большое количество собак погибло, потеряло жилище или хозяина. Во время войн собаки не только использовались в армии, но и были друзьями тех, кому приходилось хуже всего: солдат на фронте, пленных. В 1943 г. во время отступления советских войск солдат сопровождали собаки, которые не хотели покидать тех, кто делился с ними последним.

Светлана Конс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАК В НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ Было подсчитано, что популяция собак в мире насчитывает сегодня от 120 до 150 миллионов. В Соединенных Штатах живет около 35 миллионов собак, во Франции - 7-8, в Германии - 5-6, в Италии - 4, в Бельгии - 1 миллион, в Швейцарии - 400 000 тысяч. Не всем из них легко живется. Многие были брошены неблагодарными хозяевами или стали жертвами невнимательных водителей и научных экспериментов. Гете, Шиллер, Вольтер, Шопенгауэр, Толстой, Марк Твен, Шоу и Малапарте наряду со многими другими философами, учеными и журналистами выступали в своем творчестве против подобной практики. В своих книгах Джером К. Джером, О'Генри, Д'Аннунцио, Ада Негри, Грациа Деледда, Томас Манн, Джек Лондон, Кэтрин Мансфильд, Джон Стейнбек, Михаил Зощенко и Эрик Найт выразили свою признательность и любовь к собакам. Несмотря на то что общественное мнение решительно настроено против экспериментов на животных, в жертву ежегодно приносится 100 миллионов животных, 100 тысяч из которых - собаки. Необходимы менее двусмысленные законы и более тщательный контроль за экспериментами, осуществляющимися во имя науки. ПЕРВЫЕ ВЫСТАВКИ СОБАК Со временем изменилось отношение к собакам: стали цениться не просто способные к охоте, но и внешне привлекательные и физически выносливые. Именно в этом направлении и начали работать собаководы, действуя с умом и сердцем. В 1859 г. в здании муниципалитета города Ньюкасл-апон-Тайн прошла первая выставка собак. На ней были представлены только охотничьи породы - всего пятьдесят пойнтеров и сеттеров. Стандарты и генеалогия особенно не брались в расчет, и собаководы поначалу смотрели на выставки собак как на оригинальное спортивное событие без специальных правил. Однако четырнадцать лет спустя, 1 апреля 1873 г., в Лондоне был основан Английский клуб собаководства, начавший собирать книгу родословных, в которой записывались данные о собаках различных пород. Английскому примеру последовали другие страны. В 1884 г. был создан Американский клуб собаководства, а в 1898 г. - Итальянский. В США первая выставка собак прошла в 1875 г. В то время как немногим более ста лет назад на выставках принимало участие всего около пятидесяти собак, в наши дни подобные мероприятия собирают до 700 участников. К концу прошлого века сторонники английского движения любителей животных добились определенных успехов в том, что касается контроля над жестоким обращением с собаками. В частности, речь шла о сохранившейся совершенно бесполезной практике купирования ушей. Эта операция была необходима лишь во времена собачьих боев, когда ухо могло стать самым уязвимым местом. В 1898 г. в Англии было запрещено купирование ушей, и ни одна из таким образом изуродованных собак (даже из эстетических соображений) не допускается на выставку. Согласно постановлениям Американского клуба собаководства, "любая собака, уши которой были купированы или обрезаны, ни при каких условиях не должна допускаться на какие бы то ни было соревнования в стране, где закон это запрещает, кроме специально оговоренных исключений".

Светлана Конс: СОБАКИ-СПАСАТЕЛИ Первые собаки-спасатели (типа молосских догов) появились несколько веков назад и использовались для поиска сбившихся с пути во время снежной бури. На протяжении трехсот лет собаки, выведенные монахами монастыря святого Бернара в результате удачного скрещивания ньюфаундленда и немецкого дога, помогали находить потерявшихся путников. Этих собак - сенбернаров - нередко изображают с небольшим бочонком бренди на шее. Сенбернары спасли тысячи людей. А история об одном из них - по кличке Барри - стала легендой. Этот сенбернар спас из снега сорок четыре человека и был убит сорок пятым, который в темноте принял его за медведя. Ирония судьбы: "барри" на одном из немецких диалектов означает "маленький медведь". В Париже Барри был поставлен памятник, и долгие годы сенбернаров называли также баррихундами. В наши дни для спасательных работ после схода снежных лавин и землетрясений чаще всего используют немецкую овчарку, она легче поддается самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используется ньюфаундленд, который может успешно действовать даже в самый сильный шторм на море.

Светлана Конс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАК В СССР На Руси, где охота всегда считалась и развлечением, и промыслом, собаководство имеет древние и глубокие корни. Служебное собаководство значительно моложе. Начало использования собак на розыскной службе относится к далекому прошлому. Розыскную собаку (ищейку) начали применять в России в пятидесятых годах XIX века. Этот период можно отнести к стихийному разведению и применению собак на государственной службе. Непосредственную организацию розыскной службы собак можно считатать с 1906 года. Становление непосредсвенно служебного собаководства начинается в 1908 году. Тогда в России было организовано <<Общество поощрения и применения собак в полицейской и сторожевой службе>>. Это общество объединяло несколько сотен членов, в том числе, полицейских, жандармов и высших чиновников. Вплоть до Октябрьской революции руководство подготовкой специалистов служебного собаководства в России було сосредоточено в этом обществе. В школах этого общества готовили проводников розыскных собак, и через несколько лет, в 1911 г. уже более чем в 60 городах имелись служебные собаки розыскной и обходно-сторожевой службах. В Петербурге, Варшаве, Ташкенте, Владивостоке, Пскове и других городах откравается ряд специальных школ и питомников. Началось и серьезное использование собак в армии. В 1912 г. в Измайловском гвардейском пехотном полку был организован первый в России питомник военно-полевых собак. Через год небольшие питомники военных собак были почти во всех гвардейских пехотных полках. В войну 1914 г. в русской армии было всего около 300 собак. В Германии работа по использованию собак в военном деле началась в 1884 г. В основном собак готовили для сторожевой, караульной и санитарной служб. В войну 1914 г. германская армия имела около 30000 хорошо подготовленных собак (в начале войны их насчитывалось около 5000). Союзники России за время вой ны подготовили около 10000 собак, которые несли, главным образом службу связи. Опыт первой мировой войны показал, что служебные собаки могут приносить существенную пользу в военном деле. Проигравшая войну Германия должна была передать странам-союзникам несколько тысяч служебных собак. Официальное служебное собаководство в СССР началось со дня издания приказа РВС СССР от 23 августа 1924 г. В нем указывалось: <<В целях проведения опытов по применению собак в военном деле организовать опытные питомники-школы военных и спортивных собак в частях РККА>>. Так при Высшей стрелково- тактической школе <<ВЫСТРЕЛ>> был создан Центральный учебно-опытный питомник-школа военных и спортивных собак. Позднее на этой базе была сформирована Центральная школа военного собаководства. Большую помощь в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны по массовому разведению в стране служебных собак, подготовке кадров по служебному собаководству оказали клубы ОСОАВИАХИМа (позднее ДОСААФ СССР, ныне РОСТО (ДОСААФ). В 1931 г. журнал <<Собаководство>> (издание ОСОАВИХИМа) писал - <<...область служебного собаководства - одна из многих задач ОСОАВИАХИМа. В ней наметились и уже достигнуты известные успехи. Однако именно эта область работы особенно требует к себе пристального внимания...>> С первых дней войны (1941-1945гг.) члены клубов служебного собаководства начали массовую передачу собак в Советскую Армию. Клубы были основными поставщиками служебных собак для восполнения их потерь и формирования новых частей. За годы войны Московский областной клуб служебного собаководства передал в армию 7890 собак, Московский городской и Рыбнинский клубы-около 6000 собак каждый. В начальный, самый трудный период войны, при Центральной школе военного собаководства были сформированы и обучены специальные подразделения с использованием собак-истребителей танков. Этот вид боевого применения собак был разработан еще в 1931 г., по предложению слушателя курсов военного собаководства Шошина. Всего за годы войны спецподразделениями Красной Армии было выведено из строя более 300 танков врага. Хотя эти потери противника сравнительно невелики, но если учесть, что они приходятся на самые тяжелые для Красной Армии периоды войны-оборону Москвы и Сталинграда, то их значение возрастает. <<Еще живы в памяти людей ужасы последней войны... И как всегда, в суровое время встали рядом с человеком его преданные собаки. Они шли, а вернее, бежали в стремительную атаку по снегу, везя лыжников-бойцов, пулеметы, боеприпасы. ...со взрывчаткой на спине кидались дрессированные собаки под гусеницы металлических громад, и страшные танковые атаки фашистов захлебывались... Бывали случаи, когда вражеские танкисты, зная, чем грозит встреча с собакой-подрывником, давали полный ход назад, стремясь убежать от смертельной опасности. Очевидцырассказывали, как смотрелась со стороны такая сцена: огромный танк пятится, отстреливаясь из пулемета от бегущей к нему собачонки!>> В тылу врага, там, где не могли пройти люди, проходили собаки со взрывчаткой, и взлетали на воздух склады, эшелоны, военная техника. Собаки-связисты под пулями тянули провода, несли донесения... Тысячи жизней спасли собаки-санитары, разыскивая раненых и вывозя их с передовой. К 1944 г. в нашей армии было 60 тыс. собак. Они уничтожили более 300 вражеских танков, обнаружили 4 млн. мин, вывезли с поля боя 680 тыс. раненных... Многие ветераны военного собаководства после окончания войны продолжали служить в войсках, трудились в народном хозяйстве и внесли большой вклад в дело восстановления и развития собаководства в стране, активно помогали клубам служебного собаководства ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ. Среди них были такие известные специалисты служебного собаководства как Медведев, Мазовер, Орлов, Орехов и другие. Для решения проблем в служебном собаководстве и эффективного управления клубами Центральный Комитет ДОСААФ СССР создал Центральный клуб служебного собаководства. ЦКСС ДОСААФ СССР (ныне ЦКСС РОСТО) решает три основных задачи: спортивно-дрессировочную, служебно-дрессировочную и зоотехническую. ЦКСС разработал и внедрил Правила, Положения и более 30 регламентирующих документов по служебному собаководству. Уделялось большое значение развитию спорта, чему в немалой степени способствовал выпуск в 1978 г. Правил соревнований, которые в дальнейшем развивались и совершенствовались. Важным этапом в развитии спорта с применением служебных собак стало постановление Комитета по физической культуре и спорту при СМ СССР №7 от 5 июля 1979 г. о включении летнего многоборья со служебными собаками в Единую Всесоюзную Спортивную Классификацию с правом присвоения <<Мастер спорта СССР>>. ЦКСС постоянно поддерживает и укрепляет связи с научными центрами по зоотехнии и ветеренарии: академиями им. Тимирязева и им. Скрябина, ВСХИЗО, био-факультетом МГУ, Пермским НИИ МВД РФ, институтами физической культуры и спорта. Это позволяет ЦКСС успешно заниматься разработкой методических рекомендаций по разведению, содержанию и использованию собак служебных пород и учебной работой по подготовке специалистов в области собаководства и дрессировки. При этом, ЦКСС РОСТО имеет гос. лицензию министерства Образования РФ на право ведения учебной работы. Постоянно проводятся курсы по подготовке инструкторов и экспертов в области собаководства, курсы хэндлеров, семинары повышения квалификации для кермастеров, зоотехников и начальников клубов. Ввиду специфики применения служебных собак, ЦКСС РОСТО поддерживает деловые отношения с кинологическими службами МО РФ, МВД, МЧС, ФПС, ГУИН МЮ, ГТК, которым оказывает методическую и информационную помощь, помогает и активно участвует в проведении соревнований этих ведомств. Такая практическая связь на основе спортивных мероприятий дает результаты в деле пропоганды служебного собаководства, патриотического воспитания молодежи. Для лучшей подготовки юношей к службе в ВС РФ Центральный клуб организовал ежегодные всероссийские сборы допризывной молодежи, на которых будущие защитники Отечества под руководством опытных офицеров и педагогов проходят специальную подготовку по кинологическому профилю, постигают азы воинской службы, занимаются спортом. Такая подготовка способствует лучшей адаптации юношей к армейским условиям и является хорошей основой для целевого призыва на действительную военную службу. Допризывники, прошедшие такие сборы сами изъявляют желание проходить службу в кинологических подразделениях, они не только готовы к ее специфике, но и с любовью относятся к трудным задачам военного собаководства.

Тень: Светлана Конс очень познавательно!

Safari:



полная версия страницы